Статистичекая помощь!
Новости
О нас
Услуги
Наши работы
Статьи
Контакты
Глоссарий
 


  ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ

Под редакцией члена-корреспондента Российской Академии наук И.И. Елисеевой

3.5. Функции статистических показателей


О роли и значении статистики в развитии общества, в научном познании окружающего мира и в управлении предприятием, учреждением уже сказано в предыдущих главах учебника. Конкретизируем теперь эти вопросы применительно к системам и видам статистических показателей.

Основной функцией конкретных статистических показателей и их систем является познавательная информационная функция. Без статистической информации невозможно познание закономерностей природных и социальных массовых явлений, их предвидение, а значит, и регулирование либо прямое управление, будь то на уровне отдельного предприятия, фермера, города или региона, на государственном или межгосударственном уровне. Отдельный человек или семья, не представляющая, сколько в среднем за месяц или за год она расходует на покупку продуктов питания, на обувь и одежду, на оплату коммунальных услуг, не может рационально расходовать средства, планировать свой бюджет. Фермеру необходимо знать показатели средней урожайности за ряд лет различных сельскохозяйственных культур на его участках земли, показатели колеблемости и устойчивости урожаев в зависимости от изменчивых условий погоды, среднюю частоту поломок деталей машин, средние цены (и темпы их роста) на покупаемые удобрения и т. д. Тем более попытки управлять государством субъективно, не опираясь на систему достаточно надежных статистических показателей - путь к социальной, экономической и экологической катастрофе. Условием выполнения статистическими показателями их информационной, познавательной функции является их научное обоснование и достаточно точное и надежное, а также своевременное количественное определение.

Прогностическая функция, т. е. роль статистических показателей в предвидении будущего, тесно связана с их информационной функцией. Конечно, данная функция присуща не всем статистическим показателям, а тем из них, которые используются при моделировании массовых процессов. О применении статистических показателей для прогнозирования будет сказано в главах 8 и 9.

Оценочная функция статистических показателей заключается в том, что на их основе люди, общество, государство оценивают деятельность предприятий, организаций, трудовых и творческих коллективов, правительств. Великий немецкий писатель, поэт и мыслитель И. В. Гете за два года до своей смерти в разговоре со своим секретарем Эккерманном сказал: «Считают, будто числа управляют миром. Но я знаю, что числа учат нас узнавать, хорошо ли мир управляется». А русский статистик, первый автор учебника статистики в России, К. Ф. Герман (1767-1838) писал: «Статистик есть публичный провозвестник и доброго, и худого, и контролер правительства». Да, по надежным «истинным» статистическим показателям, а не по речам и рекламным роликам население должно и может оценивать деятельность руководителей всех рангов.

Но при этом недопустимо такую оценку давать по отдельному показателю, произвольно вырванному из системы. Долгое время в СССР деятельность предприятий оценивалась на основе показателя выполнения плана по валовой продукции. Поскольку в этот показатель включается и стоимость незавершенных изделий, то ради получения высокого показателя выполнения плана и премии к концу отчетного периода на предприятии аврально собирали шасси, не имея моторов, закладывали новые стройки, не достроив предыдущие, и т. д. Омертвление огромных материальных средств и труда - вот результат превращения отдельного статистического показателя в главное и единственное мерило успехов производства. Так же неверно оценивать успешность развития экономики страны только по показателю низкой инфляции или только по внешнеторговому сальдо - по любому отдельно взятому статистическому показателю.

Рекламно-пропагандистская функция статистических показателей - еще более щекотливый вопрос. С одной стороны, реклама - это одно из нормальных явлений рыночной экономики, и фирмы, компании, естественно, стремятся использовать в рекламе статистические показатели о долговечности, качественности своей продукции, зная, что цифровым данным люди больше доверяют, чем словам. Но при таком использовании статистических показателей велик риск либо подмена реального показателя планируемым, т. е. желаемым, но еще не осуществленным, либо умолчание о других показателях товара, не отвечающих целям рекламы. Поэтому к статистическим показателям, используемым в рекламных интересах, следует относиться весьма осторожно, по возможности проводить дополнительные расчеты и анализ. Например, фирма «Кудесник», рекламируя в газете «Известия» от 14 января 1997 г. кран КС-5579 на базе грузовика «КамАЗ», сообщает, что средний ресурс крана до капитального ремонта составляет 10 лет эксплуатации, или 8000 моточасов. Оба показателя впечатляют. Но если провести расчет, на каких же условиях эксплуатации рассчитан этот ресурс, то на 1 год приходится 800 часов работы, на 1 месяц при 22 рабочих днях - 66 часов, на сутки - 3 часа работы. Неудивительно, что при столь низком показателе использования по времени - всего 0,375 одной смены в сутки, кран, возможно, и на самом деле проработает 10 лет без капитального ремонта.

Так же осторожно следует подходить и к статистическим показателям, используемым государствами, политическими партиями, кандидатами на выборные должности в их пропаганде и агитации. Теоретическая статистика всегда честно указывает, как будет видно из последующих глав, на ограничения, приближенность, вероятностный характер многих своих показателей, лишь постепенно, ограниченно приближающих нас к познанию бесконечно сложного окружающего мира.


 



  Новости   О нас   Услуги   Наши работы   Статьи   Контакты   Глоссарий
Статистическая помощь! © 2005 - 2024  Защита авторских прав
Новости Добавить в избранное